(1 из 14)      << | < | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | > | >>

Предисловие.

Южно-Чуйский хребет Алтая у туристов незаслуженно пользуется меньшей популярностью, чем Северо-Чуйский. Эта область Алтая менее исследована, туристы стали посещать этот район существенно позже, чем Северо-Чуйский или Катунский хребты. Связано это как с транспортной удаленностью местности, так и с тем, что в советское время эти места считались приграничной территорией, проход через которую осуществлялся строго по пропускам.

Южно-Чуйский хребет немного ниже Северо-Чуйского, его средние высоты составляют 3000-3500 м., высшая точка - пик Иикту (3941 м.). Главным же различием этих двух хребтов является то, что на склонах и в долинах Южно-Чуйского хребта практически нет леса. Обусловленно это тем, что хребет расположен в непосредственной близости от засушливых полупустынь Монголии и поэтому осадков на его склонах выпадает гораздо меньше, чем на Северо-Чуйском или Катунском хребтах.

Тем не менее, именно здесь расположены крупнейшие ледники Алтая: Большой Талдуринский, длина которого превышает 8 км, а площадь равна 34,9 кв. км и Софийский длиной 10 км и площадью 24 кв. км. С хребта берут начало крупные притоки Чуи - это реки Чаган, Талдура, Тархата, Ирбисту. С другой стороны хребта берут начало многочисленные притоки реки Джазатор.

Изображение

Отсутствие леса в отдельных местах стоянок накладывает соответствующие ограничения на планирование меню и набора продуктов. Готовить при отсутствии дров придется на газе и его должно быть достаточно. Поэтому, при планировании похода, прежде всего нужно было оценить, где будут дрова, а где их не будет и соответствующим образом спланировать меню и необходимое количество газа на группу.

В качестве начальной точки пешего маршрута была выбрана долина реки Елангаш, так как по имеющейся информации по этой долине можно подъехать к хребту ближе чем по другим на обычном автотранспорте (до последней стоянки перед перевалом Ажу).

Далее по маршруту предполагались перевалы через отроги хребта (Рублевского, Удачный, Ленинградский) и, таким образом, планировалось посещение четырех долин (Елангаша, Караоюка, Аккола и Талдуры), знакомство с озерами этих долин и ледниками (Удачным, Софийским и Талдуринским). По окончании маршрута выход предполагался по долине Талдуры до места откуда нас сможет забрать транспорт (после брода через левый приток Джело).

Проект похода по Южно-Чуйскому хребту Алтая был выложен вместе с другими на сайте altailand.ru. И желающих пройти именно этот маршрут оказалось довольно много, в итоге к началу похода (10 июля 2008 года) группа состояла из 13 человек.

Изображение

На фото слева направо. Стоят: Цуканова Аня (Санкт-Петербург), Петренко Надежда (Москва), Черемушкин Евгений (Москва), Коншин Эдуард (Хабаровск), Ерехинский Сергей (Санкт-Петербург), Таранов Николай (Санкт-Петербург), Хрипаченко Федор (Калининград). Сидят: Колесов Игорь (Барнаул), Коншина Таисия (Хабаровск), Беседин Андрей (Санкт-Петербург), Коншина Елена (Хабаровск), Коншин Захар (Хабаровск).

Дневник.

10 июля 2008 года. Заезд Барнаул-Елангаш.

В 10 июня рано утром вся группа была в сборе в начальной точке (г. Барнаул). Кто-то из участников заблаговременно приехал на день раньше, других пришлось забирать в день отъезда с самолета или поезда.

Опознание новых участников в массе других пассажиров прошло удачно, никто не опоздал и не потерялся и, после 8 часов местного времени, мы выехали по новому мосту из Барнаула на двух микроавтобусах. Нужно было спешить, ибо дорога предстояла очень долгая.

В Бийске водитель второго микроавтобуса заехал к себе на дачу и, по моей просьбе, захватил с собой немного дров - это могло помочь сэкономить нам газ по крайней мере на первой ночевке. Мы дожидались его на трассе после выезда из Бийска и, когда он появился, продолжили поездку по Чуйскому тракту.

В дорогу еда была с собой, пообедать планировали на берегу Катуни во время перезаправки автомобилей. Все шло по плану и, казалось, ничто не предвещало задержки. Тем не менее еще до въезда в Республику Алтай из-за жаркой погоды на первом автобусе лопнуло заднее колесо.

Оно было заменено довольно быстро на запасное, но нужно было где-то по пути посетить шиномонтажку, чтобы восстановить запасное колесо. Решили совместить это с обедом и остановились на берегу Катуни напротив островов, что чуть ниже Айского моста.

Изображение

Когда то давно окруженный порогами нижний из островов был основным местом нашего отдыха, теперь же предприимчивые бизнесмены на верхнем острове построили дворец и сделали мостик с верхнего на нижний. И отдых в естественных природных условиях на этих островах теперь стал невозможен.

Обед на берегу Катуни прошел отлично, а вот колесо отремонтировать не удалось. Поехали дальше, но беда не приходит в одиночку и вскоре у первого микроавтобуса лопнуло теперь уже переднее колесо. И нам пришлось остановиться на длительную вынужденную остановку.

Изображение

Было жарко. Пока водители на второй машине ездили в Усть-Сему и ремонтировали колеса, мы отдыхали в тени леса у дороги рядом с оставленным микроавтобусом.

И хотя далее поехали без задержек, затраченное на остановку время сказалось. Когда мы поднялись на холм перед Кураем пошел уже девятый час вечера. Остановились здесь чтобы поснимать Северо-Чуйский хребет и размять ноги.

Далее путь наш лежал до Ортолыка, а затем по Чуйской степи в сторону от тракта. Важно было вовремя свернуть влево с ведущей на Бельтир дороги, чтобы попасть в долину Елангаша. Мы это сделали, но поскольку в этой степи множество дорог не было никакой уверенности, что едем правильно. Пока было видно, хорошим ориентиром служила нам доминирующая белая шапка вершины Джаниикту.

Солнце давно зашло и наступала темнота, мы проехали мимо какой-то стоянки, затем уже в полной темноте подъехали к следующей. Здесь стояли несколько домов и лаяли собаки, но людей мы в свете фар не обнаружили. Было неясно где здесь дорога.

Проехав через стоянку, подъехали к каким-то воротам. Открыли их и попали, как выяснится позже на огороженную территорию. По степи тянутся трубы различного диаметра, а по трубам течет вода из Елангаша. Переехать через большую трубу можно только в специальных местах, там где она присыпана песком. Огороженные, вероятно от скота, участки предназначены для полива и выращивания хоть какой-нибудь травы в этой сухой степи.

Блуждание в полной темноте по пересеченной местности, огражденной со всех сторон трубами и забором завершилось тем, что мы не без труда смогли выехать из ограждения и вернуться на стоянку. Теперь под лай собак мы начали целенаправленно искать людей и нам это удалось - из одного дома вышла женщина.

Узнали от нее направление на дорогу к Елангашу (нужно было свернуть влево перед стоянкой). Поехали дальше. Темно, фары выхватывают из кромешной тьмы кусок дороги и ничего более. Реки все нет - она должна быть слева от нас. А дорога, если то по чему мы едем можно так назвать, поворачивает направо и лезет в гору.

Камни, машины ловят их все время, при столкновении с камнями слышим стук, повторяющийся с пугающим постоянством. В темноте не видно окрестностей, а река слева не проявилась и это усиливает наши сомнения в том правильно ли мы едем.

В какой-то момент пришло осознание, что сегодня мы не доедем и нужно вставать на ночлег. Продолжать движение заставляет только отсутствие воды. Наконец, мы круто спустились с холма и услышали слева шум реки. Здесь встали на стоянку.

Палатки поставили в свете автомобильных фар. Было уже заполночь, готовить блюда по меню не было времени. Я быстро вскипятил воды на горелках и все перед сном поели растворимую еду, и выпили горячего чая.

(1 из 14)      << | < | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | > | >>

Комментарии (0)

Автор (*):Город:
Эл.почта:Сайт:
Текст (*):