(1 из 10)      << | < | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | > | >>

Предисловие.

Желание посетить долины Мульты и Крепкой с их замечательными озерами зрело давно. Но по различным обстоятельствам дело до организации такого путешествия не доходило. В 2006 году я даже завязал переписку по этому поводу с Катунским заповедником, но в тот момент человек, с которым я обычно контактировал, в заповеднике уже не работал и мне было заявлено, что движение туристов в заповеднике разрешено только по определенным направлениям и только в сопровождении егеря. Эти заявления противоречили фактическому положению вещей, ведь уже пару лет мы ходили по заповеднику далеко не утвержденными маршрутами и егерей встречали здесь довольно редко, в основном вблизи кордонов. Эти изменения в отношениях меня, естественно, не устроили и я не стал ничего планировать в 2006 году в этот район.

В 2007 году я вновь вернулся к идее организовать поход в этот район и изучил вопрос наиболее быстрой заброски группы к Тайменьему озеру, с тем чтобы затем где-то перевалить Катунский хребет и завершить маршрут выходом к населенным пунктам по долине реки Мульта. Такая заброска могла быть осуществлена по верхней Катуни на водометном катере до устья реки Озерная, а затем пешком по тропе вверх вдоль этой реки. Катунский заповедник рекламировал подобного рода услуги по заброске на катере и я опять обратился к ним.

После непродолжительной переписки, на этот раз договоренность была достигнута. Предполагалось, что всю группу из 8 человек забросят за один раз на катере (6 человек с рюкзаками) и лодке (2 человека с рюкзаками). При этом, радиальный вход в заповедник на озере Тайменьем и проход в долину Мульты и в заповедник через перевал Детский теперь не вызывал нареканий и про сопровождение группы егерями речь уже не шла.

Изображение

Проект маршрута был опубликован в интернет и, вскоре, группа из желающих пройти этот маршрут была набрана. На следующем снимке изображены все члены группы, кроме руководителя (автора этих строк) на стоянке в долине Мульты перед последним переходом.

На фото слева направо: Хрипаченко Федор (Калининград), Бродский Игорь (Новосибирск), Ерехинский Сергей (Санкт-Петербург), Коншин Эдуард (Хабаровск), Коншина Елена (Хабаровск), Коншин Захар (Хабаровск) - 12 лет, Коншина Таисия (Хабаровск) - 9 лет.

Дневник.

9 июля 2007 года. Заезд Барнаул-Мараловодка.

Погрузились и выехали в аэропорт в 5:30 утра, самолет на котором прилетал Федор, опаздывал на 50 минут и, наконец приземлился. Встречать Федора отправились я и Сергей. В толпе движущихся пассажиров опознание Федора прошло удачно, хотя и не с первой попытки - пара опознанных Федоров при ближайшем рассмотрении была забракована. Наконец, рюкзак из багажа взят. Он - маленький, кажется, литров 85, вместо рекомендуемых 100. У микроавтобуса стояла вместительная коробка, в которой находились вещи и продукты, предназначенные для Федора. Осознав, что упаковывание всего этого добра в рюкзак Федора задача нетривиальная и может отнять не один час времени, я принял решение перенести этот процесс на вечер.

И коробку и рюкзак погрузили в микроавтобус, по дороге в центре города забрали последнего участника Игоря и наш длительный переезд начался. Для экономии времени в дороге едем сегодня без обеда, вся еда (пироги, вода, квас) с собой. За селом Муны, машина пошла на заправку, а мы получили возможность немного передохнуть и перекусить на берегу Катуни.

Как всегда выбираем дорогу через перевалы Кукуя и Чакыр. Усть-Канские горки выглядят великолепно, кажется, на Федора это производит впечатление. Он везде, там где это возможно, звонит по мобильному и обменивается впечатлениями со своим невидимым абонентом.

У села Талда погранпост опять работает, стоит очередь. Мы потеряли здесь час времени. Нужно иметь список группы с паспортными данными в двух экземплярах, у нас был только один и второй пришлось писать вручную.

При подъезде к Усть-Коксе я связался с сотрудниками заповедника. Время было около 17:00 и мне предложено было ехать прямо домой к бухгалтеру, для оформления документов. В 2004 году мы уже это делали, но сейчас немного поплутали по Усть-Коксе, прежде чем нашли нужный дом. Здесь я оплатил за прохождение группы по заповеднику, неожиданно для меня, оказалось, что нужно еще дополнительно платить приличную сумму за страховку. За катер деньги не взяли, сказали что расчет с водителем.

Водителя катера по телефонам найти не удалось, поэтому бухгалтер позвонила директору заповедника и он минут через 15 приехал к нам вместе с водителем катера. Согласовали место на Катуни выше Мараловодки, где мы будем завтра с утра находиться и время - 9:00 утра. Выяснилось, что никакой лодки не будет и заброска предполагается катером за два раза. Это нарушало наши планы, ибо я надеялся 10 июля пройти хорошее расстояние вверх по Озерной. Аргументы, что у нас дети и по весу мы проходим для одной заброски, на директора и водителя не действовали.

С тем и разошлись. Мы поехали в Мараловодку, выше деревни проселочная дорога с лужами и ямами была экстремальной для нашего транспорта. Тем не менее, доехали до прижима, где река Катунь течет единым руслом и встали на ночевку на берегу. Попрощались с нашим водителем, следующая встреча с ним должна состояться 23 июля в долине Мульты в Маральнике, но сколько же нам еще всего предстоит, чтобы она состоялась.

Изображение

Установили палатки, развели костер. Федор еще не адаптировался к нашему временному поясу, много времени подряд провел в дороге, кажется, он не понимает, где он и как сюда попал. Кроме этого, отсутствие опыта укладывания рюкзака вызывает у него стрессовое состояние, ибо кажется, что все эти вещи из коробки в рюкзак никак вместиться не могут. Помощь со стороны Эдуарда, у которого рюкзак подобной конструкции, достигает цели - все вещи удается уложить и Федор успокаивается.

Комары здесь есть и кусаются. Вечером вверх по Катуни на лошадях проехали ребята из Мараловодки, назад они проехали когда уже стемнело и мы все в палатках готовились ко сну.

10 июля 2007 года. Заезд вверх по Катуни на катере.

Ночь прошла спокойно. Дежурные встали рано - в 6:00, приготовили завтрак согласно меню. Дежурим по двое, при этом родители решили не давать детям поблажки и включили их также в дежурство. Утром на реке был туман и все активно занимались фотосъемкой.

Изображение

В 9:00 мы были собраны, готовы, но катера нет и со стороны деревни ни звука. Ждем. Проехал вверх местный на лошади, остановился, поговорил с нами. В 9:35 со стороны деревни, наконец, раздается звук двигателя и в 9:40 катер был уже возле нашей стоянки.

Новая идея челночной заброски (участки без порогов едут все, а по порогам по-частям), пришедшая в голову Эдуарду вчера, опять не получила одобрения водителя и мы пошли по ранее спланированному еще вчера на этот случай варианту: Эдуард и Сергей остаются на вторую очередь, остальные заезжают, поднимаются по Озерной до урочища "Корчага" (3 км) и готовят там обед. Так и сделали, только Захар не поехал первым рейсом - пожелал остаться с отцом.

Наша заброска на катере вверх продолжалась всего 1 час 52 минуты. Я ожидал по меньшей мере раза в 2 больше. Заезд вверх по спокойной реке не вызывает особых проблем, катер легко маневрирует, объезжая мели и камни. А вот прохождение вверх по порогам от водителя требует точности и аккуратности. Катер, пользуясь затишьем у берега или в сливе, максимально приближается к валам и, поворачивая, резко пробивает их выбираясь вверх по порогу. Водитель в этих случаях встает на ноги, чтобы лучше видеть все камни и маневрирует рулем. При этом, очевидно, что водитель ездит здесь достаточно часто и каждый камень и каждое препятствие ему уже хорошо знакомы.

Изображение

Погода пасмурная, но дождик во время нашего заезда так и не собрался. В 11:38 мы вышли на берег, катер ушел вниз. После небольшого отдыха надели рюкзаки и отправились от реки к пасеке. Идем через лес по тропе, выходим на поляну, где находится пасека и тут начинается дождик. Тента у нас нет - он остался у Сергея, поэтому забежали на открытую веранду дома и пережидаем. Комары здесь также присутствуют.

Охраниика в доме нет, его и женщину мы видели у берега Катуни. Когда же они пришли, то дождь уже прекратился и мы отправились дальше. Вышли на тропу, трава после дождя мокрая, обувь промокла достаточно быстро. Дошли до стоянки у прижима в урочище "Корчага". Здесь в лесу стол, костровище, рядом красивый прорыв реки.

Комаров здесь, кажется, еще больше. Гуляем, фотографируем, отдыхаем, наши ребята придут сюда очень нескоро. Затем собираем дрова и разводим огонь. Готовим обед, иногда льет дождик, но под деревьями рюкзаки не мокнут.

Изображение

Поели, продолжаем отдых. Я попробовал порыбачить, но безрезультатно. Тем не менее, рыба здесь есть. Если сесть около критического сужения реки, то можно увидеть как хариус, выпрыгивая из воды, пытается проскочить вверх по мощной струе в этом месте. Нужно иметь с собой всего-лишь небольшой сачок, чтобы наловить здесь летающей рыбки на уху.

Ожидаем ребят в 17 часов, но они не появляются к этому времени. Начинаем караулить их, чтобы не прошли мимо. Лена с Таисией уходит по тропе к ним навстречу. Вскоре все приходят, теперь нужно дать им время передохнуть и покушать.

Ребята сообщили, что опоздали, так как катер пришлось ждать и что вместе с ними на катере также заехал директор заповедника и его люди. Сидели они все, кроме одной женщины не на сиденьях, как наши ребята, а на задней части катера (на двигателе). Похоже, вся эта акция была спланирована ими заранее и теперь стала понятна их несговорчивость по вопросу забросить всю нашу группу за один раз.

Выйти на маршрут мы смогли только в 18:30, нужно было обязательно пройти сегодня хоть какое-то расстояние, иначе завтра достичь Тайменьего озера нам вряд ли удастся. Поднялись на холм, пересекли широкую долину, перешли через ручей в ее конце. Далее тропа идет траверсом по горе, попадаются небольшие участки леса.

Изображение

К 20:00 начинаем искать стоянку, которая должна быть связана с ручьем, ибо до реки идти далеко вниз и по болотам. На первом же подходящем ручье на травянистой поляне у леса встаем на ночевку. Ставим палатки, готовим ужин. И опять комары здесь сильно докучают нам.

После ужина недовольный нашим присутствием молодой медведь "облаивает" нас из лесной чащи. Поняв, что уходить мы не собираемся, он проходит выше, оттуда также несколько раз доносится его рев.

На всякий случай кладем на ночь в костер большой чурбан, который тлеет до самого утра. Тем не менее, ночь проходит спокойно и никто нас не тревожит.