(1 из 12)      << | < | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | > | >>

Предисловие.

Плато Укок сегодня становится все более популярным. Туда стремятся попасть группы автомобилистов, велосипедистов, конных, пеших, горных и водных туристов. Сложность организации маршрута по Укок в удаленности этого места от населенных пунктов со стороны России и в необходимости получать разрешения в погранзону (Укок примыкает непосредственно к границе России с Монголией, Китаем и Казахстаном).

Кроме этого, на Укоке с его высотами 2200-2400 метров вообще нет деревьев и во время путешествия на костер для обогрева и приготовления пищи надеяться не приходится. А экстремальные перепады дневных и ночных температур налагают серьезные требования к одежде и экипировке путешественника.

Изображение

Сам Укок это пустынная, слабо-холмистая местность с озерами, болотами, разрезанная долинами рек Ак-Алаха, Музды-Булак, Кара-Чад и Аргамджи, стекающих с величественного горного массива на границах России. Животный мир: немногочисленные сурки, да птицы на озерах. Разумеется, сам по себе Укок вряд ли мог быть так уж интересен, если бы не этот великолепный горный массив на его границе.

Изображение

Наиболее высотная часть его находится в месте, где сходятся границы трех государств: России, Монголии и Китая. К этой точке примыкают три хребта: Сайлюгем (с востока, по границе Россия-Монголия), Южный Алтай (с запада, по границе Россия-Китай) и Монгольский Алтай (с юга, по границе Китай-Монголия).

Высоты вершин здесь в районе 4000 метров, высоты перевалов в районе 3500 метров. Наивысшая точка (вторая по высоте после Белухи на Алтае и в Сибири) 4374 метров - вершина Найрамдал (китайское название Кийтын) на хребте Монгольский Алтай. Несмотря на большую высоту, горы эти, в отличие от Катунского или Северо-Чуйского хребта, относительно пологие и менее экстремальные.

Изображение

Разрабатывая маршрут, я планировал, от села Джазатор попасть на Укок через перевал Карабулак и, пройдя через весь Укок, подойти как можно ближе к этим горам. Здесь я намерен был организовать наш базовый лагерь и осуществлять радиальные вылазки на отдельные вершины и перевалы. Затем планировалось перейти вдоль хребта к озерам Кальджин-Коль и Кальджин-Коль-Бас, а уже оттуда перевалить в долину реки Чиндагатуй и по долине рек Кара-Алаха и Ак-Алаха вернуться в Джазатор.

При этом, первую часть (от Джазатора до хребта Сайлюгем) предполагалось пройти с помощью лошадей, которые должны были транспортировать все оборудование и продукты. Поддержку нашей группы в Джазаторе и в том числе организацию лошадинной заброски осуществлял местный житель Даурен (8 913 9921100). Сотрудничеством с ним я остался очень доволен и с его разрешения публикую здесь контактный телефон для связи с ним.

Изображение

Прилагаемая карта демонстрирует наш маршрут и места стоянок. Линией красного цвета обозначена траектория пешего перемещения группы при поддержке лошадей. Линия черного цвета - автономное пешее путешествие и радиальные вылазки. Поход состоялся с 25 июля по 15 августа 2010 года. В группе было 9 человек из Барнаула, Новосибирска и Хабаровска.

Дневник.

25 июля 2010 года. Переезд Барнаул-Курай.

Выехали из Барнаула около 7 утра. В Акташе получили, предварительно (более чем за месяц) заказанные на группу пропуски в погранзону России. Пропуск на нашего водителя и его транспорт до Джазатора и обратно мы собирались получить в Кош-Агаче.

На ночлег остановились сразу после Курайской долины. Свернули с дороги вверх вдоль ручья и вскоре среди редких деревьев нашли подходящую ровную полянку, на которой разбили три наших палатки. А дальше все как в обычном походе: костер, ужин, ночевка. Начало было положено, никто ничего не забыл, все шло по плану и погода стояла нормальная.

26 июля 2010 года. Переезд Курай-Кош-Агач-Джазатор.

Ночью было тепло. Утром встали рано, приготовили завтрак и поели, затем собрались и отправились в Кош-Агач. Здесь нас ждал сюрприз. В комендатуре погранотряда, оформляющая пропуски женщина, как будто даже с некоторым удовольствием объявила мне, что в Джазаторе в данный момент проходит спецоперация по обезвреживанию вооруженного преступника и пропуски туда никому не выдают. Можно получить пропуск в Жумалы (под перевал Теплый Ключ), но не в Джазатор.

Таким образом, пропуск на машину и водителя нам получить не удалось. Я тут же связался с Дауреном и, оказалось, что он также как и мы в данный момент находится в Кош-Агаче. Он подъехал к комендатуре и мы решили вопрос с заездом группы до Джазатора. Наши пропуски на группу были оформлены заранее и они были действительными, а местных в Джазатор без проблем пропускали по паспортам, поэтому мы перегрузили все свои вещи в один из грузовиков, приехавший с Дауреном из Джазатора и стали ждать когда они закончат здесь все свои дела.

Это было совсем не быстро. Мы успели и пообедать в кафе и отпустить нашего водителя, но Джазаторцы все гоняли по Кош-Агачу, решая свои дела. Заплатить за пропуски в зону покоя Укок нам не удалось. У укоковцев сменилось руководство, их переселили из администрации в другой дом, который мы не без труда нашли.

На попытку предложить им деньги они сказали, что с нас их возьмут в Жумалы у теплых источников. Похоже, они переориентировали теперь свою систему на сбор денег с автомобилистов, которые едут на Укок через перевал Теплый Ключ. Я просто повернулся и ушел и не стал им ничего объяснять.

Ждать пришлось долго. Лишь в пятом часу вечера, мы наконец-то на двух грузовиках отправились в Джазатор. На погранзаставе на доске объявлений висела ориентировка не на одного, а на трех преступников из Джазатора. Однако местные объяснили нам, что двое уже сдались и непойманным остался только один местный житель Джазатора, убежавший с оружием и оказавший вооруженное сопротивление милиции.

С пропусками никаких проблем не возникло. Местные водители по своим дорогам гоняют прилично, поэтому ехали мы быстро и в дороге сильно трясло. В 17:45 они по делам остановились у озера Тархатинское, а мы получили небольшую возможность прогуляться и размять ноги.

Изображение

Изображение

Изображение

Еще одну остановку, теперь просто для отдыха, они сделали у реки Тара и далее мы уже ехали до самого Джазатора без передышки. Не доезжая до погранпоста со шлагбаумом перед Джазатором, водители свернули влево к реке. Там мы выгрузились и выгрузили свои вещи, которые позднее Даурен перевез уже на своей машине к месту стоянки, выбранной еще чуть выше по течению реки Джазатор.

Нас ждали и здесь уже находился один из наших проводников, которые поедут с нами с лошадьми. Вход в долину реки Судобай (куда мы по плану отправляемся завтра) отлично просматривается даже с нашей стоянки.

Изображение

Реку Джазатор, как нам сказали, утром будем переходить вброд на лошадях. На первый взгляд кажется, что это будет непросто и небезопасно.

Изображение

Мы поставили палатки, приготовили ужин на костре, поужинали и легли спать. День был напряженным и чувствовалась усталость, хотя физически вроде бы ничего и не делали. Я был очень рад, что несмотря ни на что, мы вовремя добрались до Джазатора.

(1 из 12)      << | < | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | > | >>

Комментарии (0)

Автор (*):Город:
Эл.почта:Сайт:
Текст (*):